Методическая работа в школе – это целостная система, основанная на достижениях передового
педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса.
Методическая работа - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического коллектива школы. Повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и учитель имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.
Задачи методической работы:
- оказание помощи учителям, планировании и организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления;
- изучение и внедрение передового педагогического опыта;
- ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя;
- непрерывное самообразование учителя и повышение уровня профессионального мастерства;
- включение учителя в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе в научно-исследовательскую деятельность;
- оказание реальной действенной помощи учителям, которые в ней нуждаются;
- достижение оптимального уровня образования, воспитанности и развития школьников.
Содержание методической работы в школе формируется на основе:
1. Законов РФ, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ.
2. Устава школы, локальных актов «Положение о Педагогическом совете», «Положение о Методическом совете школы», «Положение о методическом объединении педагогов»), Программы развития школы, ежегодного плана работы школы.
3. Новых психолого-педагогических, методических исследований, повышающих уровень методической службы
4. Диагностики и мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса, уровня обученности и воспитанности, развития учащихся, помогающих определить основные проблемы и задачи методической работы .
5. Использования информации о передовом опыте методической службы в других школах РФ.
Главным, постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной и инновационной деятельности педагогического коллектива, является
Положение о МО
Положение о МС
Положение о наставничестве
Положение о пед совете
Педагогический совет МБОУ «СШ № 13».
Главными задачами педагогического совета являются:
- реализация государственной политики по вопросам образования;
- ориентация деятельности педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса;
- разработка содержания работы по общей методической теме МБОУ «СШ № 13»;
- внедрение в практическую деятельность педагогических работников достижений педагогической науки и передового педагогического опыта;
- решение вопросов о приеме, переводе и выпуске обучающихся, освоивших государственный стандарт образования, соответствующий лицензии МБОУ «СШ № 13».
Педагогический совет осуществляет следующие функции:
- обсуждает и утверждает планы работы МБОУ «СШ № 13»;
- заслушивает информацию и отчеты педагогических работников МБОУ, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с МБОУ «СШ № 13» по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности;
- принимает решение о проведении промежуточной аттестации по результатам учебного года, о допуске учащихся к итоговой аттестации, предоставлении обучающимся, имеющим соответствующие медицинские показания, возможности сдать экзамены в «щадящем режиме», переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс; выдаче соответствующих документов об образовании, о награждении обучающихся за успехи в обучении грамотами, похвальными листами или медалями;
- принимает решения о поощрении и взыскании.
Состав: директор МБОУ «СШ №31» (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, старший вожатый, библиотекарь.
Методический Совет школы - совещательный орган педагогического коллектива, координирующий и контролирующий работу всех подразделений методической службы школы. Результатом его деятельности можно считать создание системы методической работы в школе, включающей в себя: предметные методические объединения, временные творческие коллективы, экспериментальные площадки. И как следствие, обновление и совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе в деле обучения, воспитания и развития ученика.
Задачи Методического совета:
u Диагностика состояния методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и методической работы в МБОУ «СШ № 13».
u Разработка новых методических технологий по развитию инновационной деятельности МБОУ «СШ № 13», перспективно-целевого планирования, научно-методического обеспечения образовательных и воспитательных процессов.
u Создание и организация работы методических объединений.
u Рассмотрение документов учебного и методического содержания, регламентирующих организацию учебно-воспитательного процесса.
Состав: администрация школы, представители методических объединений учителей-предметников, «передовые» учителя.
Основные направления работы Методического совета
u Контроль и координация основных направлений научно-методической деятельности объединений педагогов МБОУ «СШ № 13».
uФормирование целей и задач методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и методической учебы.
uПринятие решения об открытии творческих групп, педагогических лабораторий, мастер-классов.
uРешение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса и методической работой, обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, педагогических технологий.
uОрганизация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческой инициативы; анализ и оценка результатов педагогической деятельности учителей.
uРазработка организация и экспертиза внедрения предложений по основным направлениям опытно-экспериментальной работы, формирование образовательной стратегии МБОУ «СШ № 13».
uПроведение творческих дискуссий по важнейшим проблемам научно-методической деятельности, организации опытно-экспериментальной работы, выявления, изучения и использования передового педагогического опыта; разработка системы мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению опыта.
uРассмотрение планов работы методических объединений, научно-методического Совета на учебный год.
uПодготовка и издание научно-методических и информационных материалов, пропаганда достижений педагогического коллектива МБОУ «СШ № 13».
uРассмотрение и рекомендация кандидатур учителей МБОУ «СШ № 13» на обобщение педагогического опыта и его представление и распространение.
Методическое объединение
Группа педагогов по одному предмету или по одной образовательной области. Методическое объединение осуществляет проведение учебно-воспитательной, методической и опытно-экспериментальной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам или воспитательному направлению.
В ходе работы МО учителей-предметников решаются следующие задачи:
- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
- отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учетом вариативности и разноуровневости преподавания;
- обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
- организация экспериментальной работы по предмету;
- освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы;
- изучение и анализ состояния преподавания по предметам своего профиля или воспитательного процесса;
- обобщение передового опыта учителей и внедрение его в практику работы;
- проведение смотров кабинетов, конкурсов профессионального мастерства среди педагогов МО;
- организация взаимопосещений уроков по определенной тематике с последующим их самоанализом и анализом;
- организация открытых уроков по определенной теме с целью ознакомления с методическими разработками по предмету;
- выработка единых требований к оценке результатов освоения программ по предмету;
- проведение отчетов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
- организация внешкольной работы с обучающимися по предмету;
- работа по приведению средств обучения по предмету в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
Методическое объединение учителей математики, физики, информатики и ИКТ
Методическое объединение учителей общественно-гуманитарного цикла
Методическое объединение учителей иностранных языков, музыки и ИЗО
Методическое объединение учителей естественно-научного цикла, технологии, физической культуры и ОБЖ
Методическое объединений учителей начальных классов
Методическое объединение классных руководителей
Методическое объединение педагогов дополнительного образования
Основные формы работы в МО:
- проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
- «круглые столы», совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей;
- заседания МО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
- лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
- изучение и реализация в образовательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;
- проведение методических месячников, недель, дней;
- взаимопосещение уроков;
- контроль качества проведения учебных занятий.
Работа с педагогическими кадрами
Формы работы |
Организационная деятельность |
Сроки |
Ответственные |
Реализация |
Аттестация |
- составление перспективного плана аттестации
- знакомство с нормативно-правовыми документами по аттестации
- работа аттестационной комиссии (аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности)
- прием и анализ документов на аттестацию |
в течение года |
Осипова Е.Н. |
Приказы об аттестации |
Повышение квалификации |
- планирование работы по повышению квалификации педагогов;
- организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации (по заявкам)
- участие в педсоветах, методических декадах
- посещение городских методических объединений, семинаров, мастер-классов, открытых уроков
- работа в творческих группах |
в течение года |
Осипова Е.Н. |
Документы о прохождении курсов, мониторинг посещения городских мероприятий, |
Обобщение и распространение опыта |
- организация работы по темам самообразования;
- выступления на методических объединениях (школьных, городских)
- участие в педагогических чтениях
- участие в муниципальных, городских и всероссийских конкурсах
- публикации (печатные, электронные) |
в течение года |
Горбунова Ю.А. |
творческие отчеты по темам самообразования |
Собеседования, консультации |
- Планирование работы на учебный год
- Анализ результатов посещения уроков
- Работа учителя со школьной документацией
- Подготовка и проведение промежуточной аттестации по предмету
- Анализ результатов профессиональной деятельности
- Изучение основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность
- Изучение методических подходов к оценке результатов учебной деятельности школьников
- Информирование специалиста о требованиях, предъявляемых к оценке
- Изучение способов проектирования и проведения урока.
- Требования, предъявляемые к аттестующимся педагогам
- и др. |
в течение года |
Горбунова Ю.А. |
Использование в работе |
Работа с молодыми и вновь прибывшими педагогами
«Наставничество: опыт, проблемы»
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Исполнители |
Прогнозируемый результат |
1. |
Определение и закрепление наставника |
Сентябрь |
Каримов Р.А. |
Оказание методической помощи с целью его адаптации |
2. |
Изучение и анализ учебно-программной документации по предмету, локальных актов школы |
В течение года |
Вновь принятые молодые и иные специалисты |
Использование в работе |
3 |
Учебный план – программа – тематическое планирование |
Сентябрь |
Педагоги-наставники |
Составление рабочих программ по предмету |
4. |
Разработка собственной программы самообразования, составление плана по самообразованию |
Сентябрь |
Вновь принятые молодые и иные специалисты
Педагог-наставник |
Реализация темы на практике |
5. |
Ознакомление с методическими разработками
различных авторов по предмету |
В течение года |
Вновь принятые молодые и иные специалисты |
Использование в работе |
6 |
Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения |
Октябрь |
Наставник |
Выбор собственного стиля
педагогического общения |
7. |
Оказание методической помощи в организации работы с педагогически запущенными детьми. |
В течение года |
Наставник,
Горбунова Ю.А.,
Герасимова М.А. |
Выбор наиболее эффективных форм работы |
8. |
Мастер-класс «Разнообразие форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся» |
Январь |
Аттестующиеся учителя-предметники |
Внедрение в практику разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся |
9 |
Методический семинар «Нетрадиционная форма урока: замысел, организация, анализ». |
Декабрь |
Горбунова Ю.А. |
Использование в работе |
10 |
Индивидуальные консультации по проблемным вопросам образовательного процесса |
В течение года |
Горбунова Ю.А.,
Герасимова М.А. |
Разрешение конфликтных ситуаций в процессе работы |
11 |
Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся |
Декабрь |
Горбунова Ю.А.,
|
Повышение методического уровня педагога |
12 |
Аттестация педагогов, имеющих педагогический стаж 2 и более года в данной школе. |
В течение года |
Горбунова Ю.А.,
Осипова Е.Н. |
Повышение методического уровня педагога профессиональный рост педагога |
13 |
Участие молодых специалистов в общешкольных и городских мероприятиях, семинарах, вебинарах, совещаниях |
В течение года |
Вновь принятые молодые и иные специалисты |
Повышение методического уровня педагога,
Представление |
14 |
Посещение молодым специалистом уроков творчески работающих педагогов. |
В течение года |
Вновь принятые молодые и иные специалисты |
Повышение методического уровня педагога |
15 |
Посещения уроков молодых учителей администрацией и учителями-наставниками |
Ноябрь, апрель |
Горбунова Ю.А.,
Руководители МО
Педагог-наставник |
Оказание методической помощи |
16 |
Консультация: «Внеклассная и внеурочная работа по предмету».
Работа с одаренными детьми |
Январь |
Руководитель МО,
Педагог-наставник |
Участие в конкурсах, научно-практических конференциях школьников разного уровня |
17 |
Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в коллективе. |
Декабрь
Май |
Горбунова Ю.А.
Педагог-наставник |
Разрешение профессиональных затруднений |
18 |
Круглый стол «Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником». |
Май |
Горбунова Ю.А.,
Герасимова М.А.
Вновь принятые молодые и иные специалисты
Педагог-наставник |
Повышение мотивации к работе педагога |
Наставнические пары МБОУ «СШ № 13»
2022-2023 учебный год
|
Наставляемый, должность |
Наставник, должность |
Основание наставничества |
1 |
Богославская Любовь Игоревна, учитель истории и обществознания |
Галацану Дарья Владимировна, учитель истории и обществознания |
Молодой педагог |
2 |
Сагалакова Елена Викторовна, учитель математики |
Лисагова Светлана Александровна, учитель математики |
Молодой педагог |
3 |
Камалединова Элина Зелимовна, учитель начальных классов |
Османова Секерхан Акманбетовна, учитель начальных классов |
Молодой педагог |
4 |
Эмирова Динара Шамильевна, учитель русского языка и литературы |
Осипова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы |
Вновь прибывший педагог |
Приказ о наставничестве МБОУ "СШ № 13"